Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов. Так же наша организация поможет сдать отчет по ПЭК в рамках ежегодной отчетности в Росприроднадзор.
Необходимость разработки данной программы закреплена в пункте 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в статье 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Срок действия ПЭК
Срок действия разработанной программы не ограничен, однако в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Перечень документов для разработки ПЭК
Положение об экологической службе Заявителя.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления
Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля.
Разработанные и утвержденные типовые формы, включая формы актов отбора проб и протоколов результатов измерений, требований системы аккредитации, а также формы журналов.
Иные документы Заявителя, конкретизирующие способы проведения контроля на предприятии (организации).
Описание видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами производства и потребления.
Описание систем удаления отходов.
Описание систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении Заявителя.
Перечень объектов производственного контроля в области обращения с отходами.
Оценка видов и масштабов воздействия технологических процессов и оборудования, связанных с обращением с отходами, на объекты окружающей среды.
Описание природно-климатической и физико-географической специфики территории, на которой размещены объекты, связанные с обращением с отходами;
Копии свидетельства об метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (система СААЛ).
Перечень должностей работников Заявителя, подлежащих профессиональной подготовке и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления.
Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю.
Описание методов экоаналитического контроля, используемых при осуществлении измерений в рамках производственного контроля.
Описание средств измерений, применяемых при осуществлении производственного контроля
Содержание программы экологического контроля
Содержание программы охватывает:
сведения юридического характера о самом предприятии;
данные инвентаризации источников образования загрязняющих веществ и отходов;
перечень ответственных за проведение сотрудников предприятия;
описание применяемых методов контроля;
планы-графики, в соответствии с которыми проводятся необходимые наблюдения.
Если рассмотреть подробнее, документ содержит несколько разделов, описание которых приведено ниже.
Первый раздел «Общие положения» содержит в себе такие сведения, как:
наименование предприятия;
организационно-правовая форма;
адрес месторасположения и контактные данные;
категория объекта как источника негативного влияния на окружающую среду;
реквизиты – ИНН, ОКВЭД, регистрационный номер;
правоустанавливающие документы на используемые земельные участки;
для объектов I категории – степень соответствия применяемой технологии уровню наилучших доступных технологий;
наименование организации, принимающей отчет о выполнении программы и сведения об ответственном за передачу данного отчета сотруднике предприятия;
дата последней инвентаризации и объем выбрасываемых загрязняющих веществ, выявленный в ее ходе;
описание технологического процесса с выявлением мест образования источников загрязнения атмосферы, а также данные об используемом сырье, материалах и топливе;
перечень стационарных источников загрязнения атмосферы, определенный по данным инвентаризации, с указанием их высоты и наличием очистных установок;
сведения об установленных для предприятия нормативах - временно согласованных или предельно-допустимых выбросах, включая перечень веществ, для которых они установлены;
порядок действий в случае оповещения о неблагоприятных метеоусловиях:
карта-схема с нанесёнными источниками загрязнения;
перечень действующих методик, используемых для расчета объема выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.
Третьим формируется раздел «Сведения об инвентаризации источников сброса». В состав данного раздела включается информация о:
применяемых на предприятии схемах по обеспечению водоснабжения/водоотведения;
сформированный на основании проведенной инвентаризации перечень источников образования сточных вод;
суммарный объем выброса и перечень загрязняющих веществ, поступающих с ним в окружающую среду, с указанием установленных для каждого вещества временно согласованных или предельно допустимых сбросов;
данные о наличии сооружений, обеспечивающих очистку стоков.
Четвертый раздел охватывает данные о проведенной на объекте инвентаризации отходов и мест их размещения. В раздел входят:
наименования образующихся отходов в соответствии с данными ФККО;
характеристика эксплуатируемых мест размещения и накопления отходов;
сведения о сотрудниках, имеющих допуск к обращению с отходами 1-4 класса опасности, с указанием документов о прохождении ими специальной подготовки по данному вопросу;
копию приказа о назначении ответственного лица за допуск работников к управлению отходами;
информация о наличии установок, применяемых для вторичной переработки, внутреннего использования, обезвреживания или утилизации отходов;
перечень нормативов, установленных для каждого наименования образующихся отходов.
Следующий раздел посвящен подразделениям и отдельным сотрудникам предприятия, являющихся ответственными за организацию производственного экологического контроля. В разделе приводятся:
перечень ответственных сотрудников или наименования ответственных подразделений;
общая численность работников предприятия;
информации об уровне образования ответственных сотрудников и наличии у них свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовке по вопросам охраны окружающей среды или обращению с отходами.
В следующем разделе приводятся данные о лабораториях, задействованных в процессах проведения ПЭК – как собственных, так и привлекаемых по договору найма. В разделе требуется указать следующие данные:
наименование и адрес привлекаемой лаборатории;
номер и область аттестата аккредитации.
Последний раздел программы охватывает сведения о периодичности осуществления контроля, местах наблюдений за окружающей средой, применяемых для контроля методах и методиках. Данный раздел включает несколько подразделов, содержащих сведения:
об охране атмосферного воздуха;
об охране водных объектов;
системе обращения с отходами;
об охране земель;
об использовании недр;
об охране растительного и животного мира.
В разделе рекомендуется также дать описание всем применяемым методам контроля, привести перечень нормативных документов, в соответствии с которым составлен пан наблюдений по каждому компоненту окружающей среды ил источнику загрязнения, составить план-график контроля с четким указанием времени и точек отбора проб. Также в разделе требуется привести графические материалы, на которых отражены места точек контроля.
Ответственность за отсутствие программы ПЭК и отчета
С учетом того, что разработка программы ПЭК является законодательным требованием, то ответственность за ее отсутствие наступает согласно 8 главы Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, ответственность может наступить согласно пункту 8.1, а штраф на сумму до 100 тысяч рулей.
Непредставление или несвоевременная передача отчета о проведении ПЭК, также может караться согласно КоАП. По статье 8.5 сумма штрафных санкции для предприятий может составить до 80 тысяч рублей.
Специалисты ООО «Лаборатория Глобэкс» возьмут на себя весь процесс разработки и согласования зон санитарной охраны для Вашего предприятия. Позвоните: 8 800 777 9630, Электронная почта для отправки заявок: info@globexmail.ru. Адрес компании: Новосибирск,
Вы можете задать вопрос или запросить коммерческое предложение